Медный всадник - памятник Петру I
Путешествия

Медный всадник – памятник Петру I.

Медный всадник – памятник Петру I. Медный всадник Санкт-Петербурга, смысловой центр Сенатской площади и, как считают многие, самого Петербурга. Нет в России памятника более известного и наполненного непреходящей одиозностью, чем Петр на коне, под чьими ногами извивается змея.

Создание монумента длилось с 1768 года по 1770-й и все это время параллельно шли работы со статуей и с огромным камнем, на котором она установлена. Согласно задумке Екатерины, скала непременно должна была быть монолитной, что поставило перед зодчими невыполнимую доселе задачу по перемещению многотонной глыбы.

Подходящий камень поблизости Петербурга найти никак не удавалось, и потому было дано объявление в «Санкт-Петербургских ведомостях». Нужную глыбу обнаружил казенный крестьянин Семен Григорьевич Вишняков, промышлявший поставками строительного камня в столицу.

Он давно присматривался к скале, с тем, чтобы расколоть ее на части, но не знал, как к ней подступиться. Информации о точном месте находки не сохранилось, известно только, что место было сырое и покрытое лесом.

Доставка гром-камня, как прозвали его в народе за якобы молнию, отколовшую от него часть, заняла пять месяцев. Учитывая, что вес камня на момент начала операции составлял 2400 тонн, а под конец – 1600 тонн, это самый массивный мегалит из всех когда-либо перемещенных в новой истории человечества, после строителей пирамид и Стоунхенджа.

Движение на расстояние 12 километров осуществлялось на платформе по двум деревянным желобам с 30 металлическими шарами, для которых срочно изобретался прочный сплав и технология изготовления.

Скала перемещалась трудом тысяч рабочих, которым недалеко от камня построили деревню. Операция проходила в зимний период, когда почва достаточно замерзла, чтобы выдерживать тысячетонный вес. Все время, пока гром-камень шел в Петербург, на нем находилась бригада из 46 каменотесов, придававших мегалиту требуемую форму.

Потом, правда, не все оценили искусственные правильные линии и полировку глыбы, ведь та по концепции памятника должна была означать дикую и непокорную стихию, трудности преодоленные царем.

В то же время над моделью конной скульптуры Петра Великого работал французский скульптор Этьен Фальконе. Голову он доверил изготавливать своей ученице Мари Анн Колло, а змею лепил Федор Гордеев. Пресмыкающееся для композиции понадобилось по техническим причинам, чтобы обеспечить третью точку опоры для коня, помимо двух задних ног. Змей символизирует «враждебные силы».

Другим символом, уже государства Русского, стала медвежья шкура, которую скульптор поместил на коня вместо седла. Самого же Петра Фальконе одел в легкую универсальную одежду, в которой трудно распознать какие-либо национальные отличия. Как рассказал сам автор памятника, его задумкой было показать царя не в качестве полководца, а как законодателя и цивилизатора.

Лишь лавровый венок на голове статуи да меч у пояса, символизируют славу русского самодержца, как полководца и победителя.

На самом деле монумент бронзовый, но Медным всадником он стал с легкой руки Александра Пушкина, так назвавшего его в своей одноименной поэме. Использование слова «медь» вместо «бронза» в русской поэтической традиции имеет давние корни, эпитет подчеркивает тяжеловесность и старинную величавость.

Отливка памятника была сопряжена с большими трудностями, поскольку в верхней части он должен быть значительно легче, чем в нижней, а значит, требовалось лить различную толщину стенок фигуры. Фальконе не считал себя достаточно опытным для такой работы, а потому пригласил французского литейщика Б. Эрисмана с тремя подмастерьями.

Тот привез с собой даже глину, землю и песок для работы, но был не способен выполнить все требования скульптора и был тем уволен. Этьену Фальконе пришлось самому приступать к работе при поддержке русского литейного мастера Василия Петровича Екимова.

Идея концепции монумента принадлежит не только Екатерине II, вместе с ней в обсуждении участвовали Вольтер и Дидро – великие идеологи века Просвещения.

Если вы хотите прочитать про путешествуем по прекрасным Балканам, переходите по ссылке.

Вам также может понравиться...